МБОУ "Лиственская средняя общеобразовательная школа" Нижнегорского района Республики Крым

  





Галагуцкая Наталья Васильевна

Галагуцкая Наталья Васильевна

Я-УЧИТЕЛЬ

Век  21….Время  глобализации, роботостроения, цифровых технологий… Мир, где человека вот-вот во многих сферах заменит  умная машина. Многие профессии будут просто невостребованы, забыты,оставлены в прошлом.

Педагог - одна из древнейших и наиболее уважаемых профессий в истории человечества. А будет ли нам, педагогам,  место в обществе будущего, сможем ли быть полезны  в  быстро меняющихся условиях современности? Возможно, вместо учителя обучать подрастающее поколение будут компьютеры или роботы? Давайте представим себе  именно такую картину…

Если внимательно посмотреть на современное состояние общества, то трудно не заметить, что уже не человек владеет и управляет техникой, а техника диктует и навязывает человеку образ его жизни.
Поэтому ситуация сегодняшнего дня требует оптимального соотношения духовно-нравственных и технократических начал. Компьютерные технологии несут в себе новые возможности и новые знания, они могут помочь педагогам в улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышения ее качества.

Но не надо забывать, что машина никогда не заменит человека. Она не  может научить его  чувствовать, сопереживать, жить реальной жизнью.
Формирование высших человеческих чувств и эмоций происходит в процессе контакта с людьми, со взрослыми и сверстниками.         

Говорят, что  третье тысячелетие – это время информации. Однако как детям ориентироваться в этом информационном  потоке, уметь выбирать основное, важное, не обращая внимание на ненужное, а порой и наносящее непоправимый вред  внутреннему миру ребенка? Вот в этом и состоит, на мой взгляд, роль учителя - научить учащихся самостоятельно работать с материалом, подсказывая, направляя, а если нужно, вдохновляя и вселяя надежду в собственные силы. А еще  педагог учит жить- видеть прекрасное ,  испытывать искренние  чувства, сочувствовать ближнему, воспитывает характер, внутренний стержень юной формирующейся личности. Этому не научит никакая машина, даже самая умная.

Принципиальная позиция новой школы - понимание учителя как  носителя педагогического творчества. В педагогической науке не раз предпринимались попытки сравнить творчество педагога с творчеством актера. Однако учитель всегда поставлен в  рамки отведенных ему 45 минут урока, кроме того, не стоит забывать и о том, что в процессе занятия могут возникать различные проблемные ситуации, которые потребуют незамедлительного решения.

А еще, что немаловажно, творческая деятельность учителя осуществляется изо дня в день, но результаты ее сказываются не сразу.

Безусловно, учитель без творческого подхода не сможет обучить и воспитать Человека Будущего, способного адаптироваться к быстро меняющимся реалиям грядущего  дня.

В центре процесса обучения и воспитания стоит ребенок и его взаимодействие с учителем. И от того, каким будет это взаимодействие - максимально эффективным, доброжелательным, партнерским, творческим,- зависит то, что получится в итоге, когда наш воспитанник вступит в новую для него взрослую жизнь. Станет ли она для него бурным океаном неожиданностей и неприятных открытий, или  он будет готов к встрече с реальностью, владея всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками!?

Немного не по себе, когда сейчас наш  труд называют образовательной услугой. Получается, что на сухом чиновничьем языке  деятельность учителя-это тот же товар, который продается и покупается?! Категорически с этим не согласна,  ведь педагог – это почти всегда не просто профессия, это призвание,  которому мы отдаем все, что имеем - силы, здоровье, личное время на отдых, целую жизнь, порой обделяя вниманием собственных детей.

Еще в  детстве я мечтала стать именно учительницей. Игра в  школу была моей самой любимой детской игрой. Я учила вначале кукол, потом воображаемых учеников, задавая им вопросы и сама же на них отвечая. Став немножко старше, учила читать и писать свою племянницу, которая была на три года младше  меня. Ей, как вы можете догадаться, эта моя игра приходилась не очень по душе. Но уже тогда я умела действовать, как  «истинный педагог»- просила папу побыть директором моей школы и укротить строптивую ученицу.

Шли годы, но я не изменяла свой мечте. Я лишь меняла предмет- то мне хотелось преподавать русский язык и литературу, то математику, то английский.

Почему же именно эта профессия так привлекала меня? Почему мне не хотелось стать, например, врачом, бухгалтером, да  хоть переводчиком, в конце концов?! Даже не знаю… Мне нравилось в работе учителя все-возможность передавать свои знания другим, общение  с детьми, а проверка тетрадей  вообще представлялась захватывающим приключением.                                                                                                                В старших классах я поняла, что хочу учить детей  английскому языку.

Английский всегда был мне интересен, ведь изучая иностранный язык, мы будто открываем новый мир- культуру , традиции и обычаи  страны изучаемого языка.

И вот  мечта сбылась:  я – учитель.

Никогда не забуду свой первый урок. Конечно, мне было страшно, а вызубренный  материал урока никак не шел с одеревеневшего языка.

Было много знаний по предмету, но не было опыта. Я не знала, как «держать» класс, какие формы и методы работы лучше всего использовать для того или иного вида деятельности. Я боялась, ужасно боялась, что результатов моего педагогического труда просто не будет - я ничему не смогу научить детей!

Этот страх живет во мне и сейчас. Он, как внутренний контролер, не дает мне расслабиться, побуждает искать все новые и новые эффективные приемы работы, заставляет анализировать свои достижения и промахи и делать выводы.  Я люблю своих учеников  и стараюсь найти к каждому индивидуальный подход. Стараюсь построить урок так, чтобы  побудить их действовать, искать информацию, творить…

С интересом изучаю нововведения, пытаюсь без промедления внедрять их в практику.

Понимаю, что педагогу просто необходимо  шагать в ногу со временем - осваиваю Интернет и новые возможности, которые он мне дает в плане повышения профессионального уровня  (различные вебинары,  возможность общаться с коллегами, делиться разработками и идеями и получать необходимую информацию).

Ну и конечно, активно использую ИКТ на уроках. Современный урок иностранного языка невозможен без компьютерных технологий.     « Искусство обучать – искусство разбудить в юных душах любознательность, чтобы затем удовлетворить ее... Знания, которые заталкивают силой, душат и закупоривают умы. Надо, чтобы их глотали с аппетитом». Эти мудрые строки написал Анатоль Франс.

Да, безусловно, великий писатель прав - задача педагога состоит в том, чтобы пробудить в ребенке интерес, мотивировать его на приобретение новых знаний.   Дети – наши самые строгие и беспощадные судьи, и проведя очередное занятие,  я всматриваюсь  в их лица и ищу ответ на вопрос «Узнал ли ученик что- то новое на моем уроке,  смогла ли я  его вдохновить  двигаться дальше в своих достижениях?»

В работе классного руководителя нахожу много радости и простора для творчества и самовыражения - как себя самой, так и моих воспитанников. Вместе с классом мы проводим различные внеклассные мероприятия, на которых учащиеся учатся быть добрее, милосерднее, ценить истинное, главное, не замечая мимолетное и фальшивое.

Учитель – живой пример для своих учеников, поэтому всегда стараюсь соответствовать этому высокому званию. Здесь важно все- стиль вашего общения, манеры, отношение к детям, их родителям, коллегам, профессионализм и преданное служение своему делу.

Настоящий педагог - мудрец, который приоткрывает юному сердцу завесу  взрослой жизни, воспитывает в нем Настоящего   Человека и  достойного гражданина нашей страны.

Девизом современного учителя должны стать слова « Твори, дерзай и увлекай». Потому что творить – значит делать процесс обучения интересным и увлекательным, дающим возможность каждому ребенку раскрыть себя; дерзать - значит экспериментировать , искать новые формы и методы работы; а увлекать – означает мотивировать учеников, повышать их интерес к обучению.  Поэтому каждый звонок на урок для меня - это продолжение нелегкого пути, имя которому призвание. И начиная  в очередной раз свое занятие, я, словно та девочка из моего детства осознаю, что все так же хочу учить, творить, жить этой удивительной, неповторимой школьной жизнью. Ведь я – УЧИТЕЛЬ…